В Казбековской районной библиотеке провели мероприятие памяти дагестанской писательницы Мариам Ибрагимовой

.

«Ведь во мне боролись зло с добром, я разнимала их стальным пером и людям больше теплоты дарила, стремясь к сердцам сквозь молнии и гром».  Эти строки  талантливой дагестанской поэтессы и писательницы Мариам Ибрагимовой  продекламировала заведующая отделом обслуживания районной библиотеки Ажабика Абдулмуслимова, открывая вечер памяти к 100-летию со дня рождения той, «в которой текла мужественная кровь горцев и благородная кровь русских дворян».

    

   

  В читальном зале  районной библиотеки 21 ноября собрались все, кому интересна история нашей малой Родины — Дагестана периода Кавказской войны под предводительством  праведных имамов Газимухаммада, Гамзатбека и Шамиля в интерпретации Мариам Ибрагимовой  в трилогии-романе «Имам Шамиль».

         После того, как ведущая мероприятия, библиотекарь Равзанат Магомедхайрулаева сделала краткий экскурс в биографию великой писательницы, которая посвятила все свое свободное время поиску и изучению в течении 30 лет исторических документов в архивах Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси и Дагестана слово было предоставлено  председателю Собрания депутатов МО «Казбековский район» Гирисхану Гирисханову. «Мариам для нас — горянка-лачка, правнучка друга Пушкина по лицею, врач и писательница, которая собирала материал о великом Имаме в самое сложное время, когда имя его и национально-освободительная борьба горцев Северного Кавказа были под запретом. Перечитывая книгу, заметил интересный факт, что автор неоднократно пишет об участии  салатавских мюридов в той жестокой войне, в том числе упоминает наиба Умалата из Алмака, и это не может нас не радовать «, — подчеркнул Гирисханов.        

«В романе «Имам Шамиль» можно увидеть многогранную картину истории борьбы дагестанцев и чеченцев за веру и независимость Родины против  царского самодержавия», —  обозначил свой взгляд на события имам села Дылым Хабибурахман Магомедов.

         Вчитываясь в произведение, читатель осознает  значимость вечных духовных ценностей для горцев, исповедующих Ислам и имеющих свой особый уклад жизни и быта. Есть много мнений по поводу того, нужна ли была такая кровопролитная война, унесшая много жизней в течение 30 лет? В этом контексте нельзя забывать, что это была народно-освободительная война, и к концу войны количество медресе, примечетских мактабов увеличилось на порядок и приблизилось к 850. А в руководстве народного ополчения наибами и «тысячными» у Шамиля были в основном ученые-алимы, прекрасно ориентировавшиеся в  нормах  и законах шариата.

         Общественник Динуч Динаев из Калининаула рассказал о том, что представительная делегация из Казбековского района посетила малую родину автора книги —  село Кунки Лакского района, где имеется дом-музей Марьям Ибрагимовой с интересными литературными и бытовыми экспонатами. Он предложил и у нас в районе увековечить места, связанные с шамилевскими событиями.

Краевед Магомедапанди Дадаев рассказал об истории  государственного образования, созданного предводителем горцев, которое имело свод шариатских законов «Низам Шамиля», а также упомянул   нескольких героев – салатавцев, о которых  пишет Мариам: казначея Юнуса Чиркеевского, начальника артиллерии Раджаба Зубутлинского, наиба Гаирбека Буртунайского, наиба  Гебека и мюрида Султанбека, прикрывшего своим телом от пуль имама на Ахульго,  из Дылыма, меткого стрелка-снайпера Хажихму из Гостала и других.

«Мариам Ибрагимова вернула Шамиля своему народу, не сделав при этом врагом народа русского», — напомнил собравшимся в своем эмоциональном выступлении Гайирби Гайирбиев слова Николая Маркелова, директора Государственного музея им. М.Ю.Лермонтова. Выступающий говорил об эпизоде, когда в 1839 году император Николай  I прибыл на Кавказ для встречи с Шамилем с целью прекратить кровопролитную войну. Встреча их тогда так и не состоялась, а приказ о штурме Ахульго похоронил надежды на мир еще на 20 лет.

Учительница истории Дылымского лицея Маржанат Яндаева, отметив наиболее интересные исторические факты в романе, поддержала предложение об увековечении памятных мест Салатавии, связанных с Кавказской войной. Это и старая мечеть в Дылыме, возведенная по предложению Имама Шамиля,  и  возвышенность на окраине села Гебек-кала, где держал оборону Имам Гази-Мухаммад, и Алмак, где наиб Умалат  с мюридами встретили и потчевали высокого гостя, перебиравшегося в Ичкерию после битвы на Ахульго, и Буртунай, куда прибыл Шамиль на похороны после смерти наиба Гаирбека.

Заместитель директора районной библиотеки Магомедхабиб Магомедхабибов отметил не только талант автора романа, но и мужество Мариам, сумевшей дать критическую оценку в  те сталинские времена, что было равнозначно вынесению себе приговора. В неоднократной полемике с руководителем Дагестана Абдурахманом Данияловым в Пятигорске, куда последний приезжал поправить свое здоровье,она  заявила: «Шамилю я посвятила всю жизнь, дралась за него, защищала на всех уровнях – от Махачкалы до Москвы».

Завершая мероприятия, председатель Общественной палаты района Гаджи Адимирзаев поблагодарил гостей за участие в мероприятии, а  учащихся Дылымской гимназии  — за  театрализованную сценку и стихи.  

        

 

           

 

Связанные изображения:

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.