Сельское поселение «село Инчха» Казбековского района РД, население проживающее в с. Инчха составляет 2103 чел. (725 хозяйств).
Глава администрации сельского поселения «село Инчха» Гаджиев Тажбудин Самаевич уроженец с. Инчха, 22.02.1953 года рождения, образование высшее – юридическое
Учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в с. Инчха:
МОСШ
Пед. работники – 40 чел.
Тех. работники – 15 чел.
Ученики – 302 чел.
ДОУ «Солнышко»
Пед. работники – 21 чел.
Тех. работники – 23 чел.
Воспитанники – 113 чел.
Библиотека
Численность работников – 2 чел.
ФАП
Мед. работники – 6 чел.
Основное население села занято в сельскохозяйственном производстве (животноводство и виноградарство).
КРС: – 493 гол.
МРС: Овцы – 852 гол.
Козы – 188 гол.
Земли Поселения
Общ. площадь – 645 га
Пастбища – 460 га
Приусадебный фонд – 129 га
Прочие угодья – 56 га
СПК им. «Чапаева»
Пашня – 151 га
Многолетние насаждения – 50 га
Сенокос – 186 га (105 га – мегIер)
Пастбища – 80 га
Прочие угодья – 79 га
История села
Инчха («ичихъ» – безветренное, тихое спокойное место).
Это селение имеет интересное историческое прошлое. Как свидетельствуют археологические раскопки, следы деятельности человека здесь относятся к эпохе каменного и бронзовых веков. Безмолвные экспонаты прошлого хранятся в школьном музее. Очень трудно и сложно определить, какие народы здесь жили и чем они занимались. Это характерно для всех сел Салатавии. Однако есть основания утверждать, что на всей территории села Инчха, была большая миграция этнических элементов, и в первую очередь ираноязычных и тюркоязычных племен. Свидетельством этому является топонимика местности.
Средневековье – один из важнейших этапов в истории села. Именно к этому периоду относится и возникновение села, а именно к концу 12 века. В это время в Дагестане бесчинствовало армия завоевателя Тимура. В своей книге « История Дагестана» видный учёный Р.М. Магомедов отмечал: «Историки Тимура сообщают, что его войска истребили столько народа, что из трупов образовалось несколько холмов. Затем были разгромлены ещё четыре крепости, среди них Аркас и Кадар». А археолог Д.М. Атаев достоверно подтверждает « … что население пострадавшего Аркаса переселилось на территорию теперешнего селения Гуни, а небольшая часть поселилась у речки «Жагъинко». Это случилось весной 1396 года. В Инчха переселилась часть аркасцев (гьаркIасунийцев ), некоторые переселились на местность между сел. Гуни и сел. Дылым « Жагъинко-лъар». По неизвестным причинам они вынуждены были переселиться ещё раз на местность «ГохIда росо» – «село на холме», что в двух километрах от теперешнего села. Свидетельством тому является могильники раннего средневековья в местности «Жагъинко-лъар». Не сложилась жизнь инчхинцев и в местности «ГохIда росу». Причиной переселения явились частые болезни, эпидемии и массовая смертность. Они были результатом несовместимости холодной воды из родника «ЦIорораб ицц», которую пили люди и скот, и невыносимой летней жары, которая порой превышала 40 градусов. Люди искали выход и нашли. Переселились дальше на два километра, т.е. обосновали село на том месте, где сейчас «старое село». Землетрясение 14 мая 1970 года вынудило инчхинцев вновь, уже четвёртый раз, менять расположение села. В местности «Авлахъ» (ровное место) было построено новое поселение. По преданиям существует две версии названия Инчха. По первой оно происходит от тюрского языка, на котором слово «ичихъ» означает «тихое, безветренное место», в котором можно отсидеться в неблагоприятную погоду. По второй версии «Инчегъа» – местность, где можно содержать и разводить коз. И действительно, местность соответствует обоим названиям.
Климатические условия здесь особенные. Летная жара достигает до 40 градусов. Здесь расположены плантации прекрасного винограда. Одной из проблем является вода, да и вся оросительная система, т.к. здесь выпадает очень мало осадков. В связи с этой проблемой из поколения в поколение передаётся изречение: «Цо цIад! Цо цIад!» – абун хваралила нилъер умумулги. Нилъги гьединго хвезе ратилин» (Перевод: «Дождя бы! Дождя бы!» – крича, умирали наши предки. И нам, наверное, то же суждено»).
Жители села – прекраснейшие люди и гостеприимство является обязательным атрибутом для каждого сельчанина. Современная Инчха – это красавица, окруженная виноградными плантациями, холмами и лесами. Интересна была судьба инчхинцев в различные периоды войн.
Занятия населения общины.
Земледелие на территории с. Инчха было развито с древнейших времен. Об этом свидетельствует кремнёвый вкладыш серпа, найденный в урочище «Дамада тала», каменный топор, найденный топор в урочище «Харанжа», амфора для хранения зерна, найденная в урочище «БелешкШин». Ещё было найдено множество глиняных горшков, используемых в домашнем хозяйстве. Все перечисленные экспонаты хранятся в нашем школьном музее. В конце 18 начале 19 века земледелие являлось ведущей отраслью хозяйственной деятельности жителей нашего края. Растительность на территории Инчхинской долины обильна. Здесь можно встретить растение, принадлежащее северному и южному климату: сосну и виноград, берёзу и грецкий орех, рябину и инжир, тутовое дерево, вековые дубы, бук, липу, осину, персиковое дерево и мушмулу.
Преобладание широких долин со сравнительно пологими склонами, наличие плодородных почв благоприятствовало развитию земледелия и скотоводство. По мере расширения частного сельскохозяйственного производства и освоения земель её становилась всё меньше и меньше, так как основная местность была лесистой. Поэтому жители вырубили леса, тем самым образовывались поляны, которые затем использовались для засева. Таким образом, вокруг поселения появились небольшие поля, названные по имени их хозяев. По сей день существует «Хамирзал тала», «Ибрагьимил тала», «Ризманил тала», «Дибирасул тала» и другие тала.
Виноградарством инчхинцы занимались со дня основания села. Для возделывания виноградника на территории Инчха требовалось меньше предварительного труда, так как плантации находились на ровных широких участках. Сады эти орошались, а источником служила река Ачи-Су (Аччи лъар) и Татли-Си (Гьуинаб лъим). Долины этих рек и урочище «МуцIидал кIкIал» были распределены между членами общины для возделывания садов. Несмотря на состояние, даже зависимому крестьянину выделялись равные участки по 0,06 десяток. И по сей день эти участки носят имена своих прежних хозяев («ГIалил ах», «Атайил ах» и.т.д.)