ГБУ РД «Дирекция особо охраняемых природных территорий, охраны животного мира и водных биоресурсов» доводит до сведения населения важных аспекты законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Пункт 5 той же статьи определяет, что государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природные территориям регионального значения.
Согласно ч.5 ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии с п.2 ст.3.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц, либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. При этом передача земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования и в границах особо охраняемой природной территории вне населенного пункта, гражданам возможна только на праве договора аренды.
Также законодательство устанавливает ограничения на возведение капитального строительства на особо охраняемых природных территориях на основании следующих нормативных правовых актов.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях регионального значения необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды Дагестана.
Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Постановлением Правительства РД от 25.10.2016г. № 307 утверждены положения о государственных природных заказниках регионального значения Дагестана, а также приказом Минприроды РД от 16.11.2022г. №394 утверждены паспорта памятников природы регионального значения Республики Дагестан, которыми установлены правовые режимы на этих территориях. В частности, в них установлен запрет на предоставление земельных участков в частную собственность и на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт ОКС (за исключением случаев реконструкции и капремонта уже действующих объектов капитального строительства без увеличения занимаемой ими площади, а также линейных объектов при наличии согласования с уполномоченным органом, а также необходимых заключений, согласований и экспертиз в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством РД), не связанных с выполнением задач, возложенных на особо охраняемую природную территорию.
За нарушение режима ООПТ предусмотрена административная, уголовная ответственность.
Статьей 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа:
— на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей,
— на должностных лиц от 15 до 20 тысяч рублей,
— на юридических лиц от 300 до 500 тысяч рублей.
Уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусмотрена статьей 262 УК РФ. Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.
Кроме того, совершение должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, признается превышением должностных полномочий и квалифицируется по статье 286 Уголовного кодекса РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).