Услуги в электронном виде.
Открытость к информационным технологиям – основное требование при построении сервисного государства. Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид – перспективное направление реформы, призванное облегчить жизнь населению.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно повысит их доступность, снизит коррупционные риски, сократит временные и финансовые затраты государства и граждан.
Впервые о переводе госуслуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также добавилась связь с электронным межведомственным документооборотом. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.
В 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. Было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид:
- на первом этапе необходимо обеспечить информирование заявителей о порядке предоставления услуг;
- на втором этапе – возможность получения электронных форм документов и заявлений;
- третий этап позволяет в электронной форме подать заявление о предоставлении услуги, автоматически направляемое в органы власти;
- на четвертом этапе заявитель получает возможность отслеживать статус предоставления услуги;
- на пятом этапе результат услуги предоставляется в электронном виде.
Работа по переводу услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Во-первых, исключение из законодательства требования обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Во-вторых, формирование Минкомсвязью России инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организация скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.
Для решения этой задачи с 2008 года Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2009 году Правительством были определены 74 федеральные услуги и 56 региональных и муниципальных приоритетных услуг для их перевода в электронный вид.
Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) – gosuslugi.ru.
Одно из ключевых направлений в рамках перевода оказания услуг в электронный вид – универсальная электронная карта (УЭК).
УЭК призвана повысить комфортность процедуры получения госуслуг. С ее помощью граждане смогут получать услуги в системах медицинского и пенсионного страхования, банковские услуги, транспортные и образовательные услуги. Карта станет электронным ключом-идентификатором, который сочетает в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту и удостоверяет права на получение иных государственных и муниципальных услуг. Бесконтактный интерфейс карты позволит в дальнейшем взаимодействовать с различными устройствами, например, с телефонами, оборудованными NFC-чипами. На базе УЭК разворачивается российская платежная система.
Выдача универсальной электронной карты для граждан является бесплатной. С 1 января 2013 года УЭК могут получить все желающие во всех субъектах Российской Федерации, подавшие заявления на ее получение.
В целях повышения качества предоставления государственных услуг Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России разработана Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р, в которой определены основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему формированию и развитию в Российской Федерации электронного правительства.