В рамках состоявшегося накануне аппаратного совещания, начальник отдела информационных технологий и правового обеспечения администрации МР Абуталиб Абуталибов представил информацию о соблюдении запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Так, правовую основу обеспечения соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей составляют:
• Федеральный закон № 273-ФЗ «О коррупции противодействии»;
• Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
• Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О гос. гражданской службе РФ».
В органах местного самоуправления определены должностные лица по обеспечению соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, одним из основных задач которых являются обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, установленных ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ для служащих установлены следующие ограничения и запреты, требования к служебному поведению.
Служащий обязан:
• уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
• уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
• передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ;
• передавать по акту в органы местного самоуправления подарки, полученные им в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Также муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязан:
• ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, расходах, супруга (и) и несовершеннолетних детей;
• в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы:
— при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы;
— замещать на условиях трудового договора должности в организации или выполнять в данной организации работы в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции управления данными организациями ранее входили в его должностные обязанности.
Служащему запрещается:
• участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
• замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
• осуществлять предпринимательскую деятельность;
• приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он замещает должность муниципальной службы;
• получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
• выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц.
• использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое имущество, а также передавать их другим лицам;
• разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
• допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность государственной службы, если это не входит в его должностные обязанности;
• использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
• использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
• создавать в муниципальных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
• заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан.
Служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:
• служащему необходимо уведомить представителя нанимателя о намерении работать.
• выполнение иной оплачиваемой работы не должно приводить к возникновению конфликта интересов — к ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.
Обязанность ежегодно представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возлагается на служащих, замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечень должностей, утвержденный Указом № 557, а также в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, утвержденный федеральным государственным органом.
В случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан уведомлять об этом представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие госорганы.
Невыполнение служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы, либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация проверки сведений о случаях обращения к служащему в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений или о ставших известными фактах обращения к иным служащим каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений осуществляется кадровым подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного органа по поручению представителя нанимателя путем направления уведомлений в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, проведения бесед со служащими, подавшими уведомление, указанными в уведомлении, иными служащими, получения от служащего пояснения по сведениям, изложенным в уведомлении.
Данная обязанность должна быть реализована, в случае если у служащего при исполнении им должностных обязанностей возник конфликт интересов или служащему стало известно о возможности его возникновения.
Применительно к ФЗ № 273-ФЗ под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способная привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять следующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:
• изменить должностное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, в том числе временно отстранить его от исполнения должностных обязанностей.
• принять отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
• инициировать отвод или принять самоотвод служащего.
За несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение в связи с утратой доверия.
Муниципальный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
-непринятия служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
-непредставления служащим сведений о своих доходах, расходах, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
-участия служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
-осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
-нарушения служащим запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Кроме того, государственный служащий подлежит увольнению либо привлечению его к иным видам ответственности за невыполнение обязанности по уведомлению представителя нанимателя, органа прокуратуры и других органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Сроки привлечения к ответственности: применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении служащим коррупционного правонарушения.
Взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.