Законодательное регулирование участия граждан в решении вопросов местного значения.

Общественная активность граждан и их готовность принимать участие в развитии своего муниципального образования зависят от целого ряда факторов. Решающая роль в этом принадлежит государству и органам местного самоуправления, которые должны обеспечить необходимые условия для активного участия граждан в работе органов самоуправления.

Основные положения, определяющие участие граждан в решении вопросов на местном уровне в Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

В п. 2 ст. 3 Конституции указывается, что народ осуществляет свою власть, непосредственно, т.е. путем референдумов и свободных выборов, а также через органы государственного управления и местного самоуправления.

Референдум как форма непосредственного участия граждан в решении вопросов местного самоуправления. Важнейшим необходимым условием для назначения местного референдума по инициативе граждан является наличие собранных подписей в поддержку референдума в количестве не менее 5% от общего числа граждан, зарегистрированных на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом. Итог референдума подлежит обязательному исполнению и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 22 Закона).

Правотворческая инициатива граждан. Еще одним механизмом непосредственного влияния граждан на решение проблем местного значения является правотворческая инициатива, выступив с которой граждане могут внести на рассмотрение представительного органа проект муниципального правового акта.

Правотворческая инициатива должна быть поддержана не менее чем 3% граждан, зарегистрированных на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом. Внесенный инициативной группой проект подлежит рассмотрению в течение трех месяцев (п. 2 ст. 26 Закона).

Публичные слушания с участием граждан. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, относящихся к вопросам местного значения, представительным органом муниципального образования могут проводиться публичные слушания с участием жителей муниципального образования. Публичные слушания проводятся по инициативе органа местного самоуправления или по инициативе населения. Результаты публичных слушаний в обязательном порядке подлежат опубликованию (обнародованию – п. 4 ст. 28 Закона).

Собрания граждан. По инициативе населения, органов местного самоуправления или в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, могут проводиться собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения, в особенности проблем развития муниципального образования, а также для заслушивания и обсуждения отчетов о деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны обнародовать результаты собрания граждан, принять соответствующее решение и довести его до сведения собрания в письменной форме (ст. 29 Закона).

Опрос граждан. При подготовке решений по важным вопросам местного значения органы местного самоуправления могут проводить опросы граждан, обладающих избирательным правом (ст. 31 Закона). Исключительное право назначения опроса граждан принадлежит при этом только органам местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Другие формы участия граждан в местном самоуправлении. Наряду с описанными выше формами непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления муниципальные образования и их граждане имеют возможность сами находить и иные формы участия в осуществлении самоуправления на муниципальном уровне, не противоречащие нормам действующего законодательства (ст. 33 Закона).

И.о. прокурора района
юрист 2 класса                                             Х.А. Салимов

Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.